Театр юного зрителя «ТЕРЕМОК»

Театр  Юного Зрителя «Теремок» организован при Доме культуры с. Синда. Театр получил звание народного  коллектива в 1986 году. За прошедшие  со дня основания  30  лет коллектив стал неотъемлемой частью творческой жизни села. 

     В театральной деятельности ТЮЗ «Теремок» преемственность поколений – важное из обучающих средств деятельности. В настоящее время в коллективе занимается 20 человек, которые распределены по возрастным группам. Старшая группа театра, состоящая из артистов от 18 до 71 года, является ядром для объединения коллектива. В младшую группу входят участники от 7 лет –  ещё совсем маленькие дети из начальной школы,   а в среднюю – подростки, уже имеющие опыт выступлений. Это создаёт определённую этико-образовательную среду и обеспечивает развитие нравственных качеств и воспитание профессиональных знаний, умений и навыков.

    Личность современного ребёнка складывается в атмосфере творческого созидания, поэтому актуальным является разнообразное использование театрального творчества.  Целями в работе является единство нравственного и художественно-эстетического воспитания, социализация и трудовое воспитание, когда каждый участник  должен знать, что занятия – это не только развлечение, но и труд, требующий настойчивости, упорства и готовности постоянно совершенствоваться.  Коллектив работает по системе К.С. Станиславского, которая  является на сегодняшний день уникальным явлением в науке о творчестве. Она  не подменяет собой творчество актера, а готовить почву для создания творческого самочувствия.  На занятиях  в основном используется программа «Школа актерского мастерства», Г.Л. Малюк , которая включает в себя такие основные разделы  как:

– Виды искусства и их выразительные средства.

– Театральные игры и упражнения.  

–  Организация творческой деятельности.

    Дополнительно театр работает по  учебно-методическому  пособию  Н. Щербина  «Режиссура и мастерство актера».    Вышеуказанные программы предназначены для театров-студий, театральных коллективов, лицеев искусств, с целью эстетического воспитания средствами театра детей младшего, среднего и старшего школьного возраста.

     В процессе обучения решаются следующие задачи:

– создание условий для проявления творческой индивидуальности у ребенка (развитие инициативы, активности, творческой самостоятельности);

– знакомство с культурным наследием человечества, с видами искусства, их основными выразительными средствами.

    Занятия проводятся  5 раз в неделю (со вторника по субботу),   по 2 часа. Индивидуальные занятия проходят во вторник и  воскресенье, по 1 часу , для отработки  определенных элементов в постановках.

       Занятие театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка, способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремление к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления, настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того занятия в театре требуют от ребенка решительности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителем, способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций зрителя и исполнителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогают продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания и фантазию.

     Упражнение на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образе животных и персонажей из сказок помогают лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. В коллективе занимаются дети разного социального уровня. Театральные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными и открытыми, что немаловажно, т.к. в ТЮЗ «Теремок» занимаются дети инвалиды; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

      Так же в ТЮЗ «Теремок» занимаются дети из неблагополучных семей, и театр это их единственная возможность вырваться из реальности и почувствовать себя не изгоем общества, а артистом, которого уважают и слушают. Занимаясь театральной деятельностью, такие дети становятся менее озлобленными, театральная постановка позволяет углубить и укрепить представление развивающейся личности о мире и о себе.

     Выполняемые задачи в связи с этим выражены в выявлении и развитии природных способностей детей, обучении действовать в предполагаемых обстоятельствах логично и направленно, развитии внимания, эмоциональной чуткости. Важной задачей является знакомство с лучшими образцами отечественной, зарубежной и национальной  литературы, живописи, музыки.  Участникам необходимо понять, что их труд необходим людям.

      Творческая деятельность коллектива ТЮЗ «Теремок» продолжается и развивается. За отчётный период  проводились  постановки новых спектаклей «Шишли-мышли» (2013), «Страница странница» (2014) (по мотивам произведения «Маленький принц»), «Гуси-лебеди» (2015), множество  театрализованных праздников,  театрализованных дней именинников,  экологических мероприятий, ставились сценки («Под грибком», «Секрет молодости», «Три мамы», «В мире животных» и др. ) , спектакли-миниатюры для детей и взрослых («Кто солнце найдет» , «Красна речь пословицей», «По царскому велению», «Ох, уж, эти мальчишки» (по страницам  произведения «Том Сойер и его друзья»)  и  т.д.).

     Для концертных программ и к календарным праздникам готовились мини-спектакли: «Рыбаки», «Не ленись», «Фокусник», «Я бы в армию пошел», «Девушки об армии», «Именины русской печки», «Дорогие мои старики», др.). Старшая подгруппа выступала с миниатюрой «Красна речь пословицей» в КГБУ «Иннокентьевский дом-интернат для престарелых и инвалидов» в с. Иннокентьевка (2013), средняя группа ежегодно принимала участие на неделях нанайской  и славянской культуры  в  МБОУ СОШ с. Синда .

     Театр ежегодно принимает участие в районном фестивале «Театральная весна».    В 2012 году с пьесой П.Морозова  «Заяц и ВолкШебство» получил Диплом первой степени,  и дипломы в номинациях «Лучшая режиссёрская работа» и «Лучшая женская роль».

     Участники театра ведут творческую пропаганду  театральной деятельности, оказывают помощь в проведении сельских мероприятий.  План работы коллектива охватывает разновозрастные категории, изучаются национальные  фольклорные традиции,

учитываются  пожелания зрителей. Участники старшей группы театра помогают  младшим, некоторые постановки  собирают артистов разного возраста. 

     Участники с удовольствием собираются на репетиции, где  проводятся упражнения и тренинги по сценическому искусству, развивающие  внимание, воображение, фантазию; занятия по технике речи, ритмопластике.   На репетициях   просматриваются и анализируются видеоматериалы репетиций и выступлений, что помогает артистам  увидеть свои действия  со стороны.  Дети учатся общаться друг с другом, делиться мыслями, умениями, знаниями, что воспитывает и улучшает психологическую атмосферу в коллективе. 

    При театре работают два творческих формирования – «ИЗО-студия» и «Художественное слово». Активное участие в деятельности театра принимают   их участники.  Дети из «ИЗО-студии» помогают  готовить декорации, участвуют в праздничном оформлении мероприятий, а так же регулярно участвуют в  творческих выставках, где получают призовые места в районных конкурсах рисунков. Творческое формирование «Художественное слово» предоставляет детям возможность выступить на концертах с декламацией стихотворений или в роли ведущего, принять активное участие в проведении театрализованных мероприятий, чем они с удовольствием и занимаются.

   Театром Юного Зрителя «Теремок» выполняется на селе основная задача – развитие творческих способностей участников на основе литературно-драматической деятельности.