Образцовый ансамбль национального танца «Силакта»

           При Межпоселенческом Центре нанайской культуры в селе Джари   уже более 13 лет действует и активно работает детский образцовый ансамбль национального танца «Силакта» («Соцветие»), руководителем которого является Гейкер Любовь Александровна. Любовь Александровна пришла работать в МЦНК с.Джари в 2004 году. В 2013 году окончила Хабаровский государственный институт искусств и культуры по специальности «Художественный руководитель хореографического коллектива». Как профессионал, она понимает, что  самодеятельные танцевальные коллективы – самая распространенная форма хореографического воспитания детей, и они являются действенным средством эстетического воспитания подрастающего поколения. Главная задача Любовь Александровны – раскрыть способности у своих юных артистов и сформировать в них умение воспринимать и понимать прекрасное. С помощью хореографии она учит детей красоте и выразительности движений, выносливости, легкости и смелости, а также благодаря систематическому образованию и воспитанию помогает им приобрести танцевальную культуру, развивает музыкальные способности. Любовь Александровна постоянно занимается повышением своего профессионального уровня. В 2012 и 2014 г.г. прошла краткосрочные курсы повышения квалификации в Краевом государственном автономном учреждении культуры «Краевое научно-образовательное творческое объединение культуры» по тематическим планам: «Сохранение и развитие традиционной культуры этносов Приамурья. Современные реалии» и «Сохранение культурного наследия и современные тенденции развития деятельности фольклорных ансамблей представителей КМНС ДВ». Она занимает активную жизненную позицию. В ее адрес были направлены благодарственные письма:

– от директора МБОУ НОШ №3 Л.З.Запеки за неоценимую помощь школе;

– от администрации сельского поселения «село Джари» за активное участие в жизни села;

– от отдела культуры администрации Нанайского муниципального района за активное участие в праздничных мероприятиях, посвященных 80-летию образования Нанайского района;

– от Главы Нанайского муниципального района за профессиональное мастерство, активную творческую деятельность, за большой личный вклад в сохранение духовной культуры и художественных традиций нанайского народа, за личный вклад в реализации государственной молодежной политики на территории Нанайского муниципального района.

– Министерства культуры Хабаровского края за плодотворную работу в сохранении культурных традиций коренных народов, проживающих на территории края.

Она  вкладывает свои знания, энергию в дальнейшее развитие ансамбля, в повышении его исполнительского мастерства, проводит индивидуальную и воспитательную работу с каждым участником ансамбля.

    «Силакта» в переводе с нанайского языка – «соцветие» – символ радости,света, добра, познания чего-то нового. Приоритетным направлением ансамбля   является выявление и поддержка талантливых детей, пробуждение у них интереса к культурному наследию нанайского народа, воспитание чувства гордости за свою малую родину.

Основной репертуар ансамбля   состоит из различных нанайских танцев:

 -стилизованных танцев («Память», «Родные Амурские просторы», «Силакта», «Борьба стихий», «Встреча весны», «Корякский танец», «Пробуждение души», «Родные Амурские просторы», «Золотые копытца» и др.).

 -народных танцев («Ритмы бубнов», «Танец с палочками», «Танец с погремушками», «Фехтование мальчиков на палках»).

 -обрядовых танцев («Вспоминая прошлое», «Одевание невесты», «Унди».)

В репертуар ансамбля входят также национальные обряды, игры. Дети учатся играть на нанайских народных инструментах: погремушках, бубнах, палочках.  

На сегодняшний день в ансамбле занимаются 32 ребенка в возрасте от 7 до 17 лет. Любовью Александровной Гейкер разработана специальная программа, позволяющая глубже узнать основы народного танца.

Основной целью программы является духовное и физическое развитие детей на национальных традициях, знаниях, опыте народа через воспитание чувства национального самосознания, уважения к своему народу, родному краю. Основополагающей задачей является приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, традициям, обычаям. Программа предусматривает три основные задачи: образовательную, развивающую, воспитательную.

Образовательная задача направлена на:

-формирование у детей музыкально-ритмических навыков;

-формирование навыков правильного и выразительного движения в области народной, нанайской хореографии;

-обучение детей приемам актерского мастерства;

-организацию постановочной работы и концертной деятельности (разучивание танцевальных композиций, участие детей в концертах, конкурсах, фестивалях);

-расширение хореографических знаний, в частности, знакомство с искусством других северных регионов России.

Развивающая задача направлена на:

-развитие личных качеств, музыкальных способностей (чувство ритма, музыкально-слуховые представления);

-организацию поиска новых познавательных ориентиров (организация творческой деятельности, импровизационные способности у детей);

Воспитательная задача направлена на:

-воспитание активной, творчески мыслящей, инициативной личности;

-воспитание художественно-образного мышления;

-формирование общей культуры личности ребенка, способного адаптироваться в современном обществе, современной массовой культуре;

-организацию познавательной деятельности, направленной на развитие интеллекта детей;

-воспитание нравственно этнических ценностей, чувства уважения к духовному наследию своего народа.

В процессе деятельности коллектива, Любовь Александровна, привлекает внимание участников коллектива к литературным, сказочным национальным героям, обрядам, к изучению национального костюма. Проводит беседы о хореографии, проводит просмотры видео о танцах.

Программа рассчитана на три года обучения с учетом возрастных и психологических возможностей детей. Структура программы предлагает постепенное расширение и существенное углубление знаний, развитие умений и навыков детей. На каждом этапе обучения дается материал по основным разделам:

  1. Азбука музыкального движения;
  2. Классический танец;
  3. Элементы народного танца, национальный фольклор.

Программа разделена на отдельные тематические, но в связи со спецификой занятий в национальном коллективе, границы их несколько сглаживаются: на одном занятии могут изучаться элементы классического, народного танцев, а на другом – элементы современной пластики и классического танца.

Ансамбль национального танца подразделяется на три возрастные группы:

младшая группа (6-9 лет). Учебная программа в данной группе ориентирована на изучение основ народной хореографии с элементами свободной пластики, усложнение форм танцевальной ритмики и партерной гимнастики, создание несложной и посильной репертуарной программы, освоение игрового этюдного материала, основ актерской выразительности, способности к музыкально – танцевальной импровизации и первичным формам концертного публичного исполнительства. Первоначальное знакомство с ритмами народов Дальнего Востока. Знакомятся с народно-обрядовой культурой нанайцев, играют в национальные игры, разучивают скороговорки.

средняя группа (9-13 лет). Программа в данной группе направлена на расширение и усложнение партерной гимнастики на середине зала. Развитие растянутости, гибкости, эластичности мышц и связок. Профилактика кифоза, сколиоза, остеохондроза, укрепление мышечного корсета. Элементарные основы классического танца на середине зала. Постановка корпуса, рук, ног, головы. Освоение хореографического репертуара. Освоение народной хореографии, свободной пластики, гротеска, пантомимы. Дальнейшее развитие музыкальной культуры, личности ребенка в образно-художественной системе отношений музыка-танец. Большое внимание Любовь Александровна на своих занятиях уделяет игре на национальных музыкальных инструментах.

старшая группа (14-16 лет). Учебная программа в данной группе направлена на совершенствование элементов экзерсиса, учиться правильно, понять, расшифровать метроритмический рисунок музыки и выразить его в танце. Усложнение форм партерной гимнастики на середине зала, развитие растянутости, гибкости, укрепление мышечного корсета. Постановка корпуса, освоение основных позиций, положений движений рук в танце, освоение характерологических пластических черт различных образов с элементами импровизации. Совершенствование танцевального репертуара на основе народной хореографии.

Непрерывный процесс познания прослеживается с раннего возраста. От возраста к возрасту усложняется содержание работы и формы ее организации: от введения в мир фольклора (младший возраст) до активного этапа, от импульсивных откликов на простейшие хореографические зарисовки к целостному, активному восприятию синкретической народной культуры. Организация творческой деятельности позволяет Любовь Александровне увидеть характер ребенка, найти индивидуальный подход к нему с учетом пола, возраста, темперамента, его интересов и потребности данного рода деятельности, выявить и проявить его творческий потенциал. В методы ее обучения входят:

– эмоциональное воздействие – умение руководителя выражать свое отношение к искусству, умение заразить им детей;

– эффект удивления – интересный факт, рассказ, древний танец;

– метод творчества – умение правильно повторить за преподавателем, умение детей внести свое новое – скомбинировать, умение самостоятельно выполнить, придумать, сочинить эскиз костюма. Формы организации обучения бывают индивидуальные, групповые, фронтальные: концертная деятельность, участие в национальных праздниках, участие в конкурсах, фестивалях, гастролях.

Ансамбль национального танца «Силакта» является постоянным участником краевой профильной смены «Дети Амура: жизнь и творчество».  Дети не только отдыхают, но и посещают творческие мастерские, где знакомятся с самобытной культурой Дальнего Востока. Руководитель ансамбля в период работы смены оказывает консультативно – методическую помощь педагогам, занимающихся национальной хореографией. В период с 2012 – 2014 г. коллектив становился лауреатом смены. Администрация Амурского муниципального района выразила благодарность ансамблю за активное участие и проведение краевой профильной смены «Дети Амура: жизнь и творчество» в загородном оздоровительном лагере «Орбита» Амурского муниципального района. В 2012 году ансамблю было присвоено звание «Образцовый коллектив любительского художественного творчества», в 2015 году коллектив подтвердил это звание. 

Участники ансамбля, а именно: Бельды Анжела в 2016 году стала лауреатом Премии Главы Нанайского муниципального района в области сохранения и развития национального фольклора, Бельды Анастасия в 2016 году и Яскельчик Влада в 2017 году были премированы путевками в Международный детский центр «Артек».

Коллектив ведет активную творческую деятельность, участвует в благотворительных акциях, творческих фестивалях и конкурсах. В 2014 году участвовали в приеме съемочной группы «Общественного телевидения России», цель визита которой, популяризация объектов этнографического туризма России; также участвовали в съемках московской студии телевизионных проектов и документальных фильмов по заказу телевизионного телеканала «Россия 24» для выпуска программы «PROтуризм», посвященной развитию въездного и внутреннего туризма в Хабаровском крае.

В течение 2014 года ансамбль участвовал:

-в районном фестивале хореографических коллективов «Праздник танца»;

 -в праздничном мероприятии, посвященного 40-летию со дня открытия учреждения культуры в с.Джари;

-в IV Краевом фестивале музыки и песни народов, проживающих в Хабаровском крае «Карагод» в г.Хабаровске;

-в районном фестивале самодеятельного творчества «Пусть песня звенит над амурской волной», посвященного 80-летию со дня образования Нанайского муниципального района;

-в краевом фестивале-эстафете фольклорных и обрядовых праздников «Бубен дружбы» в с.Вознесенское Амурского муниципального района;

-в творческой смене «Дети Амура: жизнь и творчество» г.Владивосток;

-в презентациях: Центра «Ремесла и промыслы Земли Дерсу» и Нанайского муниципального района на XVI выставке – ярмарке товаропроизводителей ДВФО «Межрегиональная Приамурская торгово-промышленная ярмарка – 2014» г.Хабаровск

Участвовал в районном конкурсе «Лучший творческий коллектив Нанайского района», посвященный 80-летию со дня образования Нанайского района, где стал победителем.

 В 2015 году образцовый ансамбль национального танца «Силакта» участвовал во всех мероприятиях, проводимых МЦНК с.Джари, а также:

-в торжественном мероприятии, посвященном 70-летию Победы в ВОВ (вручение памятных медалей ветеранам и труженикам тыла);

-в районном фестивале творчества детей и юношества «Мы – наследники Победы», посв. 70-летию Победы (Диплом лауреата II степени);

-в закрытии IX съезда региональной общественной организации «Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края»;

-в фестивале «Манящие миры. Этническая Россия»;

В августе месяце выезжали в составе делегации Нанайского муниципального района на I торгово – промышленную ярмарку Российско-Китайских границ в г.Тунцзян КНР

В декабре месяце по приглашению 14 отдельной гвардейской инженерной Барановичевской Краснознаменной ордена Красной Звезды бригады участвовали в праздничном концерте в с.Вятском Хабаровского района.

Руководитель ансамбля Гейкер Любовь Александровна получила Почетную грамоту от Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации за существенный вклад в реализацию интересов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. А также Диплом лауреата премии Главы Нанайского муниципального района.

В 2016 году ансамбль вел активную творческую деятельность и участвовал:

-в районном фестивале хореографических коллективов «Праздник танца» (Диплом лауреата I степени);

-в конкурсе фольклорных коллективов районного фестиваля национальной культуры «Ачамбори» (Диплом Гран-при);

-в фестивале Российско-китайского культурного фестиваля искусств г.Тунцзян КНР;

-в Международном фестивале дружбы России и Китая.

       Образцовый коллектив «Силакта» тесно сотрудничает с КГБУ «Троицкий комплексный центр социального обслуживания населения», МБОУ НОШ № 3, МАДОУ «Детский сад № 4» сельского поселения «село Троицкое», МАДОУ «Детский сад № 2» сельского поселения «село Троицкое»,  проводит для детей-инвалидов,  детей школьного и дошкольного возраста творческие вечера, где знакомят их со своим творчеством, проводят мастер-классы по национальным инструментам и игровые программы,  участвуют в предметных неделях по нанайскому языку. Участие детей в этих мероприятиях способствуют обмену творческим багажом, обогащению репертуара, стимулирует интерес к национальному фольклору, повышению исполнительского мастерства. В 2016 году участвовали в реализации проекта «Тэлунгу» («Легенда») по гранту Президента РФ для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства.

Традиционно в весенне-летний период ансамбль активно участвует в приеме иностранных туристов, для которых показываются национальные обрядовые танцы.

 Для успешной работы ансамбля руководитель и участники стараются максимально использовать неиссякаемый родник народного творчества.